Как Сталин церковь возрождал

Понедельник, 17 Июн 2013

Как Сталин церковь возрождал

Зачем в самый разгар Великой Отечественной войны Верховный
главнокомандующий встречался с православными иерархами
4 сентября 1943 года в Кремле состоялся
прием И.В.Сталиным местоблюстителя патриаршего престола митрополита
Сергия и еще двух высших иерархов — митрополитов Алексия и Николая.
На нем обсуждались вопросы развития Русской Православной Церкви.
Уже через год число церковных приходов в стране возросло в 50 раз и
достигло 22,5 тысяч. Было распущено Всесоюзное общество
безбожников. Открыто пять духовных семинарий. Что же заставило
Сталина, допускавшего до этого самое разнузданное богоборчество в
стране, вдруг повернуться лицом к церкви? На этот счет существуют
разные, порой противоположные точки зрения.

Прием в Кремле

Для начала несколько слов о самом приеме. Один из его организаторов
уполномоченный Совнаркома по делам религии Г.Г. Карпов оставил
письменный документ, с которым мне удалось ознакомиться в
Государственном архиве Российской Федерации. Приведу несколько
выдержек из него.

«4.09.43 г. я был вызван к товарищу Сталину. Он высказал такие
указания:

1) надо организовать при Правительстве Союза, т. е. при Совнаркоме,
Совет, который назовем Советом по делам Русской православной
церкви;

2) на Совет будет возложено осуществление связей между
Правительством Союза и патриархом;

3) Совет самостоятельных решений не принимает, докладывает и
получает указания от Правительства.

После этого т. Сталин обменялся мнениями с тт.Маленковым, Берия по
вопросу, следует ли принимать ему митрополитов Сергия, Алексия,
Николая, а также спросил меня, как я смотрю на то, что
Правительство примет их.

Все трое сказали, что они считают это положительным фактом.

Двумя часами позднее митрополиты Сергий, Алексий и Николай прибыли
в Кремль, где были приняты т.Сталиным в кабинете Председателя
Совнаркома Союза ССР. На приеме присутствовали т. Молотов и я.
Беседа т. Сталина с митрополитами продолжалась 1 час 55 минут. Тов.
Сталин сказал, что Правительство Союза знает о проводимой ими
патриотической работе в церквах с первого дня войны, что
Правительство получило очень много писем с фронта и из тыла,
одобряющих позицию, занятую церковью по отношению к государству.
Тов. Сталин, коротко отметив положительное значение патриотической
деятельности церкви за время войны, просил митрополитов Сергия,
Алексия и Николая высказаться об имеющихся у патриархии и у них
лично назревших, но неразрешенных вопросах.

Митрополит Сергий сказал т. Сталину, что самым главным и наиболее
назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве
церкви, т. к. почти 18 лет [он] является патриаршим
местоблюстителем и лично думает, что вряд ли где есть столь
продолжительные вреды [трудности], что Синода в Советском Союзе нет
с 1935 г., а потому он считает желательным, что[бы] Правительство
разрешило собрать архиерейский Собор, который и изберет патриарха,
а также образует орган в составе 5 — 6 архиереев.

Митрополиты Алексий и Николай также высказались за образование
Синода и обосновали это предложение об образовании как наиболее
желаемую и приемлемую форму, сказав также, что избрание патриарха
на архиерейском Соборе они считают вполне каноничным, т. к.
фактически церковь возглавляет бессменно в течение 18 лет
патриарший местоблюститель митрополит Сергий.

Одобрив предложения митрополита Сергия, т. Сталин спросил: а) как
будет называться патриарх; б) когда может быть собран архиерейский
Собор; в) нужна ли какая помощь со стороны Правительства для
успешного проведения Собора (имеется ли помещение, нужен ли
транспорт, нужны ли деньги и т. д.).

Сергий ответил, что эти вопросы предварительно ими между собой
обсуждались и они считали бы желательным и правильным, если бы
Правительство разрешило принять для патриарха титул патриарха
Московского и всея Руси.

На второй вопрос митрополит Сергий ответил, что архиерейский Собор
можно будет собрать через месяц, и тогда т. Сталин, улыбнувшись,
сказал: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» Обратившись ко
мне, спросил мое мнение, я высказался, что если мы поможем
митрополиту Сергию соответствующим транспортом для быстрейшей
доставки епископата в Москву (самолетами), то Собор мог бы быть
собран и через 3 — 4 дня.

Заседание Архиерейского Cобора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва

После короткого обмена мнениями договорились, что архиерейский
Собор соберется в Москве 8 сентября».

«Тов. Сталин сказал, что церковь может рассчитывать на всестороннюю
поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее
организационным укреплением и развитием внутри СССР, и что, как он
говорил об организации духовных учебных заведений, не возражая
против открытия семинарий в епархиях, так не может быть препятствий
и к открытию при епархиальных управлениях свечных заводов и других
производств.

Затем, обращаясь ко мне, т. Сталин сказал: «Надо обеспечить право
архиерея распоряжаться церковными суммами. Не надо делать
препятствий к организации семинарий, свечных заводов и т. д.».
Затем т. Сталин, обращаясь к трем митрополитам, сказал: «Если нужно
сейчас или если нужно будет в дальнейшем, госуд
6ce6
арство может
отпустить соответствующие субсидии церковному центру».

После этого т. Сталин, обращаясь к митрополитам Сергию, Алексию и
Николаю, сказал им: «Вот мне доложил т. Карпов, что вы очень плохо
живете: тесная квартирка, покупаете продукты на рынке, нет у вас
никакого транспорта… На рынке продукты покупать вам неудобно и
дорого, и сейчас продуктов на рынок колхозник выбрасывает мало.
Поэтому государство может обеспечить продуктами вас по
государственным ценам. Кроме того, мы завтра-послезавтра
предоставим в ваше распоряжение 2 — 3 легковые автомашины с
горючим».

Тов. Сталин спросил митрополита Сергия и других митрополитов, нет
ли у них еще каких-либо вопросов к нему, нет ли других нужд у
церкви, причем об этом т. Сталин спросил несколько раз».

На следущий день в «Известиях» была опубликована короткая
информация: «4 сентября с. г. у Председателя Совета Народных
Комиссаров СССР т. И. В. Сталина состоялся прием, во время которого
имела место беседа с патриаршим местоблюстителем митрополитом
Сергием, Ленинградским митрополитомием и экзархом Украины Киевским
и Галицким митрополитом Николаем.

Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения Председателя
Совнаркома, что в руководящих кругах православной церкви имеется
намерение созвать Собор епископов для избрания патриарха
Московского и всея Руси и образования при патриархе Священного
Синода.

Глава Правительства т. И. В. Сталин сочувственно отнесся к этим
предложениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к
этому препятствий.

При беседе присутствовал Заместитель Председателя Совнаркома СССР
т. В. М. Молотов».

Миссия митрополита Илии

Что же побудило Сталина к перемене отношения к РПЦ? Официальная
версия была высказана им самим на приеме: благодарность за большую
патриотическую работу церкви в годы войны. Как известно,
местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий
(Страгородский) уже в июне 41-го назвал начавшуюся войну
«священной» и во всех проповедях нацеливал паству на защиту
Отечества. Православные люди нередко проявляли чудеса
самопожертвования в боях. Приходы оказывали также посильную
материальную помощь фронту. Для иллюстрации приведу
благодарственную телеграмму, хранящуюся в архиве: «Высшая
правительственная. Ленинград. Алексию, митрополиту Ленинградскому.
Прошу передать православному духовенству .и верующим Ленинградской
епархии, собравшим, кроме внесенных ранее, 3 682 143 рубля
дополнительно на строительство танковой колонны имени Димитрия
Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И.
Сталин».

Но существует мнение, что была и другая мотивация «прозрения»
Сталина. Она выражена в такой легенде, кочующей из одного
церковного издания в другое: «Стояла зима 1941 г. Немцы рвались к
Москве. В далеком Ливане митрополиту Гор Ливанских Илие явилась
Божия Матерь и объявила, что избран он — истинный молитвенник и
друг России — для того, чтобы возвестить определение Божие народу
русскому. Нужно передать Сталину: должны быть открыты во всей
стране храмы, монастыри, семинарии, священники возвращены с фронтов
и из тюрем. А когда война окончится, митрополит Илия должен
приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена… В
архивах якобы хранятся письма и телеграммы, переданные митрополитом
Илией в Москву. Сталин, вызвав к себе местоблюстителя Патриаршего
Престола митрополита Сергия (Страгородского) и митрополита
Ленинградского Алексия (Симанского), обещал им исполнить все, что
передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности
спасти положение… В октябре 1947 г. Сталин пригласил митрополита
Илию в гости. Тогда же правительство наградило его Сталинской
премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной
войны… » Трудно сказать, что здесь правда, а что — вымысел.
В архивах мне не удалось найти документальное подтверждение этой
версии.

Мнение дьякона Андрея Кураева

Известный православный публицист и историк дьякон Андрей Кураев
высказал противоположное мнение: «Никаких архивных подтверждений
версии о контактах Илии и Сталина не известно и не опубликовано.
Неизвестен даже первоисточник этой версии (ибо нет и рассказов
митрополита Илии об этих событиях).

Вместе с тем митрополит Ливанский Илия (Караим) действительно
существовал, действительно приезжал в Москву в 1947 году.
Действительно, ему делали бесценные подарки (гостю дарили иконы XIV
века!), но никакой Сталинской премии присуждено ему не было
(единственный священнослужитель, удостоенный этой премии, — хирург
и Симферопольский архиепископ Лука Войно-Ясенецкий).

Известно также, что Илия посетил мавзолей Ленина, а 16 ноября
произнес высокопарные слова о Сталине: «Мы, православные, живущие
на Востоке, твердо верим и знаем, что русский народ, сплотившись
вокруг своих вождей и под верховным водительством мудрого и
любимого Иосифа Виссарионовича Сталина, достиг и достигнет
небывалого еще в мировой истории могущества и расцвета… «

Что касается встречи с митрополитами, то она действительно
состоялась.Но отнюдь не отчаяние или благодарность руководили
Сталиным при организации этой встречи, а необходимость взять под
контроль церковную жизнь на освобождаемых территориях Советского
Союза — в оккупированных немцами областях люди сами открывали
храмы, ведь оккупанты им в этом не препятствовали».

По мнению Кураева, был и не менее весомый мотив. Красной армии
предстояло освобождение Европы, часть стран которой была
православной. Нужно было и их охватить влиянием. «Сталин хотел
сделать Москву православным Ватиканом, центром всех православных
церквей мира. Но в июле 1948 года Всеправославное совещание (с
участием и митрополита Илии) к ожидаемому в Кремле результату
отнюдь не привело: иерархи церквей, оказавшихся в удалении от
советских танков (прежде всего Греции и Турции), проявили
неуступчивость. И Сталин, поняв, что в глобальной политике
религиозный ресурс он использовать не сможет, резко охладел к
церковным делам. Так что мы имеем дело с циничным прагматизмом
сталинской церковной политики в ходе войны».

Так это или иначе — сегодня судить трудно. А вот факт остается
фактом: Сталин способствовал возрождению патриаршества в России,
упраздненного еще Петром Первым.

Источник: pravenc.ru
тут

Рубрики: Информация

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

.