Русские художники. ИВАНОВ А.А. [169, jpg]
Понедельник, 17 Июн 2013
Сын живописца, А. А. Иванов первые профессиональные уроки
получил от отца, потом обучался в АХ (1817-28). Как
вольно-приходящий ученик, он, несмотря на успехи, не мог
претендовать на заграничное пенсионерство, но такую возможность ему
предоставило ОПХ.
Автор: Иванов Александр Андреевич (1806—1858)
Жанр: Историческая живопись
Разрешение: от 332×400 до 2304×1600
Количество картин: 169
Формат: jpg
Размер: 46 MB
Сын живописца, А. А. Иванов первые профессиональные уроки
получил от отца, потом обучался в АХ (1817-28). Как
вольно-приходящий ученик, он, несмотря на успехи, не мог
претендовать на заграничное пенсионерство, но такую возможность ему
предоставило ОПХ.
Автор: Иванов Александр Андреевич (1806—1858)
Жанр: Историческая живопись
Разрешение: от 332×400 до 2304×1600
Количество картин: 169
Формат: jpg
Размер: 46 MB
Биография
Сын живописца, А. А. Иванов первые профессиональные уроки получил
от отца, потом обучался в АХ (1817-28). Как вольно-приходящий
ученик, он, несмотря на успехи, не мог претендовать на заграничное
пенсионерство, но такую возможность ему предоставило ОПХ.
С 1831 г. Иванов поселился в Риме. В отличие от большинства русских
художников, живших там, он не вел профессионально замкнутой жизни:
путешествовал по Италии, изучая памятники искусства, очень много
читал, общался с мыслящими людьми в поисках выхода своим раздумьям
о смысле жизни и искусстве.
В течение нескольких лет он исполнил две картины. В первой из них,
«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением»
(1831-33), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого
в идиллическом мире природы. Во второй, «Явление Христа Марии
Магдалине после воскресения» (1834-36), использовал евангельский
сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного.
Эта картина была послана в Петербург в качест ве пенсионерского
отчета и была там встречена одобрительно. Оценив безупречное
следование художника нормам академизма, АХ присвоила ее автору
звание академика. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ,
но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной — «Явление
Христа народу».
Первая мысль о ее сюжете возникла еще в 1833 г.: он задумал
изобразить появление Иисуса Христа в тот момент, когда Иоанн
Креститель совершал обряд крещения в реке Иордан. Постепенно
художник стал проникаться сознанием значительности этого
поворотного события в истории человечества, и замысел его начал
приобретать черты грандиозности. В картине он хотел соединить все:
духовную идею с чувственным восприятием, религию — с точным
знанием, старую живописную традицию — с новыми достижениями,
христианскую мифологию — с мифологией античной. В 1835 г. он начал
писать картину на довольно большом холсте (172х147 см) и уже был
близок к ее завершению, но в 1837 г. взял другой холст, в семь раз
больше, и приступил к работе на нем. Прежний вариант он использовал
как рабочий эскиз, при этом дотошно переносил в него все то новое,
что возникало на большом холсте.
Картина поглотила художника целиком. Неожиданным и не вполне
объяснимым исключением стали несколько прекрасных акварельных
композиций из современной итальянской жизни, которые он создал в
1839-42 гг., оставаясь при этом принципиальным противником бытового
жанра. Ско рее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а
еще, может быть, общение с великим реалистом Н. В. Гоголем, —
общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах
портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из
персонажей своей картины.
Работа над картиной затянулась, и Иванов слал письма в ОПХ, прося
отсрочки и заверяя в том, что скоро завершит работу. Когда же
пенсионерство все-таки закончилось, он жил на пособия, которые ему
удавалось выхлопотать (а то и просто выклянчить) у разных
учреждений или меценатов. Жил он в крайней бедности, экономя на
каждой мелочи, порой утоляя голод куском хлеба, а жажду — водой из
уличного фонтана; добываемые деньги уходили на содержание громадной
мастерской, покупку художественных материалов и оплату натурщиков.
Стремясь к максимальной жизненной убедительности, Иванов много сил
и времени отдавал исполнению натурных этюдов, отыскивая и уточняя в
них лица и фигуры персонажей и окружающий пейзаж, вплоть до самых,
казалось бы, незначительных деталей, вроде камней у реки. Писанием
этюдов он продолжал заниматься и в 1840-х, и в 1850-х гг., явно
теряя чувство меры, заботясь уже не столько о картине, сколько о
решении возникающих перед ним живописных задач. В пленэрных этюдах,
наблюдая и запечатлевая оттенки взаимодействия предмета со
свето-воздушной средой, он предвосхитил некоторые открытия
импрессионистов, совершенные ими уже в последующее десятилетие.
Таков был, в первую очередь, его цикл замечательных работ с
изображением обнаженных мальчиков на фоне природы. Из этюдов
выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых
особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате
солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все
конца 1840-х — начала 1850-х).
Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой
картины «Явление Христа народу». Ее, находящуюся в ГТГ, равно как и
ее малый вариант, хранящийся в ГРМ, нельзя назвать полной удачей:
она внушает безмерное уважение, но не трогает. Художник сам,
очевидно, понял это, потому что прикасался к ней все реже и,
скорее, по инерции или по обязанности, а в 1850-х гг. почти
забросил ее, захваченный новым замыслом — еще более грандиозным и
уже откровенно несбыточным. Вечный фантазер, идеалист, утопист и
мечтатель, обуреваемый желанием духовно обогатить человечество, он
задумал гигантскую серию росписей. Они, по его замыслу, должны были
располагаться по строго продуманному плану на стенах специально
сооруженного здания, вроде храма, и давать зрителям современное
истолкование Библии, являя собою новую, высочайшую ступень развития
искусства. Увлеченный идеей, художник создал громадное количество
работ — быстрых набросков, подготовительных рисунков, схем
размещения росписей. Центральное место среди них принадлежит так
называемым Библейским эскизам. Эти акварельные композиции (более
200) долгое время после смерти художника оставались никому не
ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты. Мощь
таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере.
Создаваемые в порыве нескончаемого вдохновения, с удивительной,
едва ли не импровизационной легкостью, они отличаются размахом и
богатством воображения и той подлинной монументальностью, которой к
середине XIX в. европейское искусство давно уже не владело.
Пребывание Иванова в Италии не могло быть бесконечным. Собираясь на
родину, он предполагал получить за свою картину сколько-нибудь
серьезную сумму, совершить на нее путешествие на Восток, а по
возвращении осесть в Москве, с которой он, в отличие от нелюбимого
им Петербурга, связывал большие надежды. Ничему не суждено было
осуществиться. В мае 1858 г. он вернулся, картина «Явление Христа
народу» была показана сначала в Зимнем дворце, потом в АХ и не
произвела сильного впечатления, а сам художник вскоре умер от
холеры.
Скачать:
Рубрики: Информация
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.