Карабах: хрупкий мир на пороховой бочке
Понедельник, 17 Июн 2013
2 сентября отметили 20 лет со дня образования
Нагорно-Карабахской республики. Сегодня там течет мирная жизнь, но
риск возобновления войны огромен. Живущие здесь армяне считают эту
землю своей, Азербайджан также предъявляет на эту территорию свои
права. Существующие точки зрения по поводу ситуации изложили
«Правде.Ру» самые разные эксперты.2 сентября отметили 20 лет со дня
образования Нагорно-Карабахской республики. Сегодня там течет
мирная жизнь, но риск возобновления войны огромен. Живущие здесь
армяне считают эту землю своей, Азербайджан также предъявляет на
эту территорию свои права. Существующие точки зрения по поводу
ситуации изложили «Правде.Ру» самые разные эксперты.
Армянское видение ситуации пояснил эксперт делегации НКР по
урегулированию в рамках Минской группы ОБСЕ, журналист Арсен
Мелик-Шахназаров:
«Нагорный Карабах, или Арцах, как называется край по-армянски,
после развала в 1918 году Российской империи стал объектом
территориальных притязаний Азербайджанской Демократической
Республики (АДР), созданной в ходе турецко-германской агрессии в
Закавказье в мае 1918 года. До тех пор мир знал лишь один
Азербайджан — персидскую провинцию на севере этой страны. И
если бы дореволюционному россиянину кто-либо сказал, что
Азербайджан расположен в российском Закавказье, он просто посчитал
бы своего визави выжившим из ума.
В столкновениях 1918-1920 годов погиб каждый пятый житель края; в
марте 1920 года стерта с лица земли столица края —
преимущественно армянский город Шуша, бывший до того третьим по
численности населения городом в Закавказье после Тифлиса и
Баку.
После советизации Закавказья российские большевики поддержали идею
новоявленной в регионе республики, имея в перспективе виды на
«реальный», персидский Азербайджан и дальнейшую гегемонию мировой
революции в отношении стран Востока: прежде всего Персии и Турции.
Вот и «отрезали», по меткому замечанию Александра Солженицына,
Нагорный Карабах новой советской Азербайджанской республике.
Лидеры Азербайджанской ССР принялись за планомерную работу по
вытеснению армянского большинства Нагорного Карабаха. В ход шли
самые изощренные методы: изменение границ с целью превращения куцей
автономной области Нагорного Карабаха (АОНК) в анклав, массовые
репрессии и ссылки, чудовищные (до трети всего населения!)
мобилизации на фронт в годы Великой Отечественной войны и на
«ударные стройки» в мирное время.
Параллельно с этим не прекращалось мощное идеологическое
воздействие, включая закрытие всех без исключения христианских
храмов, борьба с якобы «армянским национализмом», запреты на
профессии для интеллигенции и ее изгнание за пределы республики. В
итоге армянское население автономной области с 1923-го по 1979 год
уменьшилось со 150 до 123 тысяч. Напротив, азербайджанское
(тюрко-курдское), увеличилось за те же годы почти в пять раз!
В феврале 1988 года облсовет Нагорно-Карабахской автономной области
(НКАО) обратился с ходатайством к Верховному Совету СССР и
Верховным Советам Азербайджанской и Армянской ССР с просьбой
рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава
АзССР в состав АрмССР. Кремль тут же обвинил депутатов и
практически всех карабахских армян в «экстремизме» и
«национализме».
Вслед за решением сессии облсовета произошла резня армян в
азербайджанском городе Сумгаите. Местная милиция потворствовала
погромщикам, внутренние войска наблюдали за резней и погромами, не
предпринимая никаких мер. Десятки людей были убиты с особой
жестокостью, в том числе сожжены, расчленены; сотни ранены, тысячи
стали беженцами. К лету 1991 года в Карабахе уже вовсю шли
этнические чистки, проходившие под прикрытием режима чрезвычайного
положения.
После провала августовского путча 1991 года стало ясно, что
Советский Союз доживает последние месяцы. 30 августа Верховный
Совет Азербайджана в одностороннем порядке провозгласил
восстановление независимости Азербайджанской демократической
республики 1918-1920 годов, чье непризнание Лигой наций как раз и
было обусловлено неурегулированными территориальными спорами с
Арменией из-за Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевани.
Нагорный Карабах объявил свою независимость от бывшей
Азербайджанской ССР в полном соответствии с законодательством Союза
ССР. 2 сентября 1991 года совместная сессия депутатов облсовета
НКАОи районного совета Шаумянского района провозгласила
Нагорно-Карабахскую Республику (НКР). А 10 декабря 1991 года
состоялся всенародный референдум, на котором подавляющее
большинство населения НКР высказалось за независимость.
Это произошло до формального распада СССР, на основании статьи 3
Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом
союзной республики из СССР» от 10 апреля 1990 года. Она гласила: «В
союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики,
автономные области и округа, референдум проводится отдельно по
каждой автономии. За народами автономных республик и автономных
образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о
пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике».
Однако уже вскоре Азербайджан развязал против Нагорно-Карабахской
республики войну, которая с переменным успехом продолжалась до
начала мая 1994 года. В ходе войны, потеряв часть своих территорий,
Нагорно-Карабахская республика в то же время установила контроль
над значительными территориями нагорного и равнинного Карабаха за
пределами границ НКР. Вот уже 17 лет на линии соприкосновения
сохраняется ситуация «ни мира, ни войны», продолжается окопное
противостояние: снайперская война, вылазки диверсантов. Официальный
Баку ежедневно грозится войной, но эти угрозы пока остаются лишь
словами.
В самой же НКР уже мало что напоминает о былой войне. Возводятся
новые горнорудные предприятия и гидроэлектростанции, строятся
отличные дороги, новые школы и детские сады, жилые дома. Столица
края город Степанакерт, по единодушному признанию посетивших край
россиян и зарубежных туристов, и вовсе напоминает курортный город
где-то на тихом юге Европы.
Подводя итоги 20 годам независимости Нагорно-Карабахской
республики, можно сказать, что народ края получил возможность
строить свою жизнь и государственность в условиях мира, надежно
защищенного мощью оружия и непреклонной волей карабахцев создать
современную страну на древней земле предков».
Мнение азербайджанского эксперта Маметхана Ахмедова,
представляющего телеканал InterAz, диаметрально противоположно. Он
был более краток, но видение ситуации Азербайджаном его слова
отражают в полной мере:
«Независимый Азербайджан за 20 лет проделал большой путь. Заметно
улучшился жизненный уровень и вырос авторитет страны на
международной арене. Но главной же проблемой, мешающей его
развитию, является проблема урегулирования по Нагорному Карабаху.
Как известно, до сих пор оккупированными остаются более 20
процентов азербайджанской территории, откуда под страхом физической
расправы изгнаны сотни тысяч беженцев.
И это не преувеличение. Достаточно вспомнить резню, устроенную
армянами в Ходжалы. (Имеется в виду штурм армянами населенного в
основном азербайджанцами города Ходжалы в феврале 1992 года, в
результате чего погибли сотни людей. — Ред.) Причем сами
армяне даже не хотят об этом говорить, хотя не прекращают
вспоминать события 1915 года в Османской империи. (Тогда турки в
ходе массовой резни истребили до 1,5 млн армян, хотя турецкая
сторона считает эту цифру завышенной. — Ред.)
В этой связи удивляет то, что четыре резолюции по Нагорному
Карабаху, принятые авторитетной, казалось бы, международной
организацией ООН, так и не были выполнены. В них четко говорилось,
что регион является частью Азербайджана. А сопредседатели в лице
России, США и Франции практически ничего не делают, чтобы заставить
Армению их выполнить. Фактически, мы здесь наблюдаем двойные
стандарты при подходе к проблеме».
Современную ситуацию вокруг Карабаха прокомментировали «Правде.Ру»
и российские эксперты.
Андрей Арешев, политолог, научный сотрудник Института политических
и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона:
«Разумеется, международное признание является единственным
эффективным способом обеспечения безопасности в регионах, где
существуют конфликты, и об этом часто и справедливо напоминают в
Степанакерте. Однако статус признанного государства и члена ООН
отнюдь не спасает от бомбовых ударов и от иных форм внешнего
вмешательства — все это мы могли наблюдать на примере Сербии,
Ирака, Египта и сейчас наблюдаем на примере Ливии и Сирии.
Анализируя динамику происходящих в мировой политике процессов,
можно сделать неутешительный вывод: процесс признания и дальнейшей
международной легитимации новых государств чем дальше, тем больше
становится заложником интересов крупных региональных и мировых
игроков и транснациональных корпораций, которые зачастую
превосходят (в том числе, по военным возможностям) иные формально
суверенные страны.
Оказывается, что наличие устойчивой государственности, эффективный
контроль над территорией, наличие реального сектора производства
(не связанного с наркоторговлей, контрабандой и прочими
сомнительными занятиями), а также атрибутов, позволяющих признать
самоопределяющуюся территорию полноправным членом «мирового
сообщества наций», вовсе не приветствуется! Казусы Косова и Южного
Судана свидетельствуют скорее об обратном.
По оценке президента НКР Бако Саакяна, «краеугольным камнем в
философии государственного строительства нашей республики является
осознанный выбор в пользу построения демократического государства и
создания гражданского общества». Представляется также, что в Арцахе
изначально выбрали путь, ориентированный не на международную
геополитическую и идеологическую конъюнктуру, а на исторические,
культурные, цивилизационные и политические традиции народа.
Разумеется, этот путь крайне труден и чреват опасностями, однако,
оглядываясь на минувшие 20 лет, поневоле убеждаешься в его
безальтернативности.
Только государство, демонстрирующее стремление к ориентированному
на развитие самостоятельному внутри- и внешнеполитическому курсу,
становится в конечном итоге субъектом, а не объектом международных
отношений. И рано или поздно оно будет признано — если не
де-юре, то по крайней мере де-факто. Именно это мы наблюдаем в
последние месяцы — так называемая «непризнанность», думается,
вполне условна».
Александр Крылов, ведущий научный сотрудник Института мировой
экономики и международных отношений РАН, доктор исторических
наук:
«Мы были в довольно глухих селах и видели реальную жизнь людей.
Настроение общества можно понять из этих поездок, а не из общения с
экспертами, с властями, тем более, по интернету и определенным
сведениям, выкачанным оттуда. Мы съездили также на передовые
рубежи, посмотрели ситуацию, побывали в воинских частях.
Хочу отметить, что здесь нет той советской практики, когда перед
приездом каких-то гостей и начальников начинают красить листву и
траву зеленой краской. Здесь показывают реальную картину, то, что
есть. И в этом проявляется уверенность в своих силах. В Карабахе
строить Потемкинскую деревню не собираются, и властям есть что
показать. Они чувствуют уверенность в своих силах и поддержку
общества.
В новой агрессии Азербайджана в отношении Нагорного Карабаха
сегодня не заинтересован никто, в том числе, сам Алиев.
Естественно, это может быть пропаганда, это может быть средство
политического давления на армянскую сторону, это может стать
поводом для иллюзий Азербайджана, согласно которым, Армения может
вдруг испугаться и что-то уступить, но не более того. Потому что
всерьез воевать Ильхам Алиев не будет ни в коем случае.
Последствия новой агрессии в отношении карабахцев для Азербайджана
будут носить катастрофический характер, так как даже американская
администрация неоднократно заявляла, что в случае реализации
азербайджанских угроз немедленно будет рассмотрен вопрос признания
независимости Нагорного Карабаха. Думаю, что Москва также вполне
может аналогично отреагировать, поставив вопрос независимости
Нагорного Карабаха. Для Азербайджана же это станет полной
катастрофой, и именно поэтому в первую очередь Алиев и не пойдет
войной на Нагорный Карабах».
Автор Вадим Трухачев
Рубрики: Информация
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.